бухгалтерские курсы в петропавловске
Бухгалтерская фирма СОДЭЛЬ

В чем отличие налогового учета от бухгалтерского?

У молодых бухгалтеров, которые работают не очень давно, часто возникает непонимание, что такое – разница между налоговым и бухгалтерским учетом и когда она возникает?

Каждый бухгалтер, составляя годовую декларацию по корпоративному подоходному налогу, должен учитывать то, что существует разница между налоговым и бухгалтерским учетом. Бухгалтерский учет живет «своей жизнью» и он прописан в законодательстве по бухгалтерскому учету.

Я провожу курсы по составлению годовой декларации, в рамках которых подробно разбирается каждый шаг, который должен делать бухгалтер.

На нашем курсе мы рассматриваем корпоративный подоходный налог (КПН) – как с ним работать и как работать с каждой статьей, которую нам необходимо отразить в годовой декларации. Самое большое количество вопросов возникает как раз в те моменты, когда мы рассматриваем разницу между бухгалтерским и налоговым учетом. Я показываю бухгалтерам, что разница между данными учетами, в отношении основных средств, есть всегда. Нельзя отразить в налоговой декларации данные по основным средствам из данных бухгалтерского учета.

В чем же эта разница?

Разница в том, что в бухгалтерском учете – четыре вида амортизации для основных средств.

Первый метод – прямолинейный. Иногда его называют линейный или равномерный – амортизация считается ежегодно одинаковыми суммами и относится на себестоимость товара или услуг.

Второй метод – метод уменьшаемого остатка. Процент амортизации, в данном случае, считается исходя из балансовой стоимости основного средства. При методе уменьшаемого остатка можно применять как единичную, так и двойную норму амортизации.

Третий метод – производственный. Это метод, при котором амортизация зависит от количества изготовленных изделий.

Четвертый метод – это метод кумулятивный, или метод суммы лет.

Метод уменьшаемого остатка и кумулятивный являются ускоренными методами амортизации.

В налоговом учете Республики Казахстан применяется метод уменьшаемого остатка.

Приведу пример:

Для сравнения — в бухгалтерском учете – количество месяцев, в которых будет амортизироваться Ваш объект, зависит от того, когда Вы его приобрели и каким методом считаете амортизацию. Амортизацию можно считать с месяца, следующего за месяцем приобретения, либо с самого дня приобретения. А в налоговом учете, независимо от того, когда Вы приобрели основное средство (даже если Вы его приобрели 31 декабря), сумма приобретения – это стоимостной баланс группы на конец года, к которому применяется норма амортизации.

Рассмотрим пример: Ваше здание, приобретенное 30 декабря, стоит 6 000 000 (Шесть миллионов) тенге. Амортизация по бухгалтерскому учету за этот год начисляться не будет. В налоговом же учете Вы примените норму 10% к стоимостному балансу группы на конец года, т.е. к 6 000 000 (Шести миллионам) тенге. И, таким образом, Ваша амортизация в налоговом учете будет равна 600 000 (Шестьсот тысяч) тенге. Соответственно, временная разница между бухгалтерским и налоговым учетом будет равна 600 000 (Шестьсот тысяч) тенге – 0 (Ноль) = 600 000 (Шестьсот тысяч) тенге.

Такая разница существует при учете всех основных средств. При составлении годовой декларации, бухгалтер обязательно должен посмотреть ведомость по налоговому учету за предыдущий год, и, исходя из этой ведомости, начислить налоговую амортизацию согласно принципам, которые описаны в налоговом кодексе.

Очень интересный вопрос – как отражается выбытие из группы основного средства. В налоговом учете выбытие основного средства отражается не по балансовой стоимости, а по цене реализации, что вызывает у слушателей наших курсов недоумение. Например, продажа по цене, которая намного больше, чем все основные средства в данной группе. Здесь нужно посчитать и привести следующий пример, чтобы все стало понятно.

Предположим, на Вашем предприятии 5 (Пять) наименований машин на сумму 3 000 000 (Три миллиона). За год приобретена одна машина – по цене 400 000 (Четыреста тысяч). Также сделан капитальный ремонт одной из машин на сумму 300 000 (Триста тысяч). Таким образом, стоимостной баланс группы на конец года 3 700 000 (Три миллиона семьсот) тенге и количество машин 6 (Шесть). Допустим, Вы продаете одну из машин, которая является уникальной и аналогов не имеет, за 5 000 000 (Пять миллионов) тенге. Соответственно, в налоговом учете у Вас отражается доход от реализации основного средства 1 300 000 (Один миллион триста тысяч)тенге – это

разница между стоимостью проданной машины и стоимостным балансом группы на конец года ст. 92 Налогового Кодекса. А весь стоимостной баланс группы приравнивается к нулю, хотя в группе еще имеется 5 машин.

Предположим, основное средство – принтер – сломалось. Если это основное средство не было застраховано и у Вас нет покрытия страховой организации, то выбытие данного принтера не будет отражено в налоговом учете. Хотя в бухгалтерском учете это основное средство закончило свое существование ст.119 п.8 Налогового Кодекса РК.

Естественно, что такие примеры вызывают очень много вопросов по курсу составления годовой декларации. Иногда в голове не укладывается, каким образом и почему именно так выбытие основного средства должно отражаться в налоговом учете.

И, конечно же, когда бухгалтеры хотят без ошибок составить отчет, то им необходимо обращаться к специалистам, которые расскажут – как правильно отразить ту или иную статью в годовой декларации. Очень трудно молодым работникам разобраться в таких сложных вопросах, как разница между налоговым и бухгалтерским учетом основных средств. Но сделать это нужно обязательно для того, чтобы без ошибок отразить все свои хозяйственные операции в налоговом учете и правильно посчитать: корпоративный подоходный налог, отложенный корпоративный подоходный налог и корпоративный подоходный налог к оплате. И тогда Вы избежите штрафных санкций со стороны налогового комитета.

Comments are closed.
Return to Top ▲Return to Top ▲